Н. В. Гоголь «Шинель». Вопросы и задания для контроля.
Вопросы на знание содержания и понимание идейной стороны повести.
Дайте ответы на вопросы полными предложениями:
1. Кто такой «маленький человек»? Почему Акакий Акакиевич относится к этому
типу литературного героя?
2. Заслуживает ли Башмачкин тех обид и несчастий, которые на него обрушиваются?
3. Есть ли в произведении персонажи, которые сочувствуют Башмачкину?
4. Какое событие и почему становится самым счастливым в жизни Акакия
Акакиевича?
5. Какие чувства испытал главный герой, когда лишился шинели и остался без
помощи представителей власти?
6. Как характеризует внутренний мир Акакия Акакиевича то, что он мечтает всего
лишь о вещи? Почему повесть называется «Шинель»?
7. Какие чувства вызывает у читателя главный герой?
8. Докажите, что Петербург предстаёт в повести как город холода и мрака, город,
чуждый простому человеку. равнодушный к его судьбе.
9. С какой целью Н.В. Гоголь вводит в повесть фантастический финал?
Проблемные вопросы.
Дайте связные ответы на вопросы в 4-х-5-ти предложениях.
1.
1. Что необходимо для того, чтобы окружающие не обижали Акакия Акакиевича?
2. Есть ли у Акакия Акакиевича возможность мечтать не о вещи, а о чём-нибудь
высоком? Как изменится идейное содержание произведения, если исключить фантастический финал и закончить повесть смертью главного героя? Вопросы на знание художественной стороны произведения.
1. Композиция повести.
В чём состоят особенности композиции повести Н.В.Гоголя «Шинель»? Отметьте в тексте эпизоды-описания. Какова их роль в произведении? Много ли в повести диалогов?
какой целью автор вводит их в повествование?
2. Язык повести. Прочитайте диалог Башмачкина и Петровича. Как через речь главного героя, через определения - «ремарки» передаётся его состояние? Многое ли удаётся Башмачкину сказать «значительному лицу»? Какой «эффект» производит речь значительного лица на Акакия Акакиевича? Почему перед диалогом автор вводит прзначительного лица»? Найдите в речи повествователя различные способы словесной игры: примеры нарочитого косноязычия, каламбуры, сочетания с возвышенной патетической декламацией. С какой целью они используются?