Ответ:
4. Принятие российского подданства ханом Абулхаиром и его окружением
Подкупом, уговорами, а иногда и открытой угрозой, что он — доверенное лицо Российской империи, А. Тевкелеву удалось удачно провести переговоры. Российский посол подтолкнул небольшое окружение Абулхаира к принятию российского подданства.
10 октября 1731 года Абулхаир хан, некоторые султаны и небольшая группа крупных биев и батыров приняли присягу на подданство Российской империи. Это событие произошло в междуречье рек Иргиз и Тобол в урочище Майтюбе. Присягу приняли всего 29 казахских старшин. Это были, прежде всего, те, кто составлял ядро так называемой «ханской партии». Первым присягнул Абулхаир хан, за ним его сподвижники. Часть местной знати в ходе переговорных процессов была открыто подкуплена дипломатической миссией. Абулхаир в знак верности российскому престолу обязывался отправлять в Россию аманатов из числа своих сыновей.
Российская дипломатическая миссия находилась на территории Казахстана более одного года. Она подробно изучила казахское общество и его потенциальные возможности. А. Тевкелев за удачную дипломатическую деятельность в Младшем жузе удостоился звания полковника и позднее - генерала русской армии. Его потомки стали одними из крупных мусульманских помещиков Оренбургского края, владевших тысячами крепостных крестьян. А башкирский старшина Таймас Шаимов получил звание тархана.
Правитель Младшего жуза после принятия российского подданства начал терять авторитет и влияние среди своих подданных. Негативную оценку произошедшему дали правители Средней Азии. В этом акте они усмотрели существенное ослабление позиции ислама в данном регионе. Позднее Абулхаир, недовольный полученным статусом подданного Российского государства, начал совершать набеги на российскую сторону. Поэтому впоследствии царское правительство вынудило его принять повторные присяги.
То, чего ожидал Абулхаир от подданства, не сбылось. Он был утвержден ханом только одного Младшего жуза. Поэтому не прекратились и приграничные конфликты казахов с калмыками, башкирами и уральскими казаками. И только лишь смерть в 1748 году от рук политических противников остановила его от активных действий против царизма.
Реальной военной помощи со стороны царского правительства новым подданным в войне с джунгарами оказано не было. В силу немногочисленности военных гарнизонов и слабого вооружения не защитили казахов и прииртышские крепости. Поэтому не случайно, что в 1741 году джунгарский правитель Галдан Цэрен организовал новый опустошительный поход на территорию Казахстана.
Объяснение: